Горновскрышное оборудование крупных оксидных карьеров – пожалуй самое важное звено производственной цепочки Покровского горно-обогатительного комбината. Именно поэтому его боеготовность всегда под особым контролем служб главного инженера и механика. С их слов, ревизия основных узлов роторных комплексов – это обычное дело, а вот капитальные ремонты планируются заранее, потому что требуют многомиллионных затрат. Именно такие мероприятия относительно роторного комплекса №2 (р/к №2) запланировали в программе ПТР-2020. Только вот сроки их проведения были несколько скорректированы, и перенесены с середины лета на последний месяц года. Почему произошла такая смена времен года, какую цель преследовали специалисты и чего ожидают в результате капитального ремонта? На все эти вопросы «ЗМ» ответили горняки Чкаловского карьера №2 во главе с начальником Анатолием Сизовым. Мы также успели оценить атмосферу работы на ремонтной площадке, поэтому нам точно есть чем поделиться с читателями.
Восстановление = повышению производительности
Не будем затягивать наш спецрепортаж долгими вступительными повествованиями, а сразу приступим к сути вопроса: почему все-таки сроки капремонта были перенесены?
– Так звезды сошлись, – отвечает на наше любопытство начальник Чкаловского карьера №2 Анатолий Сизов. – А если серьезно, то для такого шага было несколько объективных причин: первая – недокомплект заявленных ТМЦ, вторая – занятость бригад РМЦ на других аварийно-восстановительных мероприятиях (в том числе, и на передвижке нашего р/к №9), третья – так было лучше для ведения горных работ карьера. Ведь известно, что нижний комплекс обеспечивает фронтом работ шагающие экскаваторы для добычи руды. Именно поэтому роль р/к №2 очень важна для стабильной жизнеспособности всего нашего карьера. Таким образом, мы спланировали задачи так, что к началу декабря нижний комплекс выполнил свою производственную программу 2020 года, и смело был остановлен на капремонт.
Из фактических данных, предоставленных руководителем карьера, нам стало известно, что подразделение потенциально перевыполняет свои показатели по вскрыше на 954 тыс. м³ (план – 14 млн 590 тыс. м³, ожидаемый результат – 15 млн 544 тыс. м³), из которых более 5 млн ожидаемых кубов – это заслуга р/к №2. Подобные производственные объемы дают возможность увеличить тонны добытой руды с 681 тыс. запланированных до 725 тыс. тонн. Анализируя такие довольно не плохие показатели, возникает вопрос: зачем тратить средства на проведение капремонта, если комплекс, в принципе, справляется со своими задачами?
– Это не совсем так. Да, мы постарались выйти на нужные для всего комбината производственные объемы, но это стоило значительных усилий. Производительность нашего нижнего комплекса все-таки хромает – и это факт. Основные «болевые точки» горновскрышного оборудования 2-го комплекса – это проблемы с исправностью редуктора роторного колеса, подшипника вала ротора, износ ковшей и ненадежная работа системы шагания на отвалообразователе. С таким положением дел мы, как говорится, далеко не уедем, а комплексу еще в декабре необходимо продвинуться по фронту работ, чтобы дать задел шагающим экскаваторам и с хорошей динамикой войти в новый производственный и календарный год, – объясняет Анатолий Анатольевич.
После весомых аргументов наши вопросы относительно необходимости проведения капремонта р/к №2 были полностью исчерпаны.
О ходе капитального ремонта
Мероприятия по замене и восстановлению узлов р/к №2 стартовали 5 декабря и запланированы до 25-го числа этого же месяца. За указанный период, благодаря ремонтным службам РМЦ, ЭРЦ, ЦЭЛ и собственно экипажу самого комплекса, планируют освоить ТМЦ на сумму почти 7,5 млн грн.
Заместитель начальника карьера по оборудованию Иван Клоков добавил, что последний капитальный ремонт на 2-м комплексе был проведен в 2015 году. Иван Георгиевич констатировал, что периодичность такого рода восстановительных мероприятий составляет 1 раз в 2 года. Однако, сборочные узлы горновскрышной машины и самого оборудования были в хорошем состоянии и до сегодняшнего дня не требовали капитального ремонта. А вот кабель, питающий весь комплекс, явно износился за годы эксплуатации, поэтому нуждался в полной замене. На приобретение 2 км высоковольтного кабеля было потрачено почти 4 млн грн.
– Благодаря капитальному ремонту карьер сможет устранить «узкие места» в работе р/к №2. Хочу сказать, что за месяц до начала восстановительных мероприятий произошло аварийное раскручивание гайки вала роторного колеса – явный звонок для остановки машины. Для того, чтобы устранить неполадку, необходим был полный демонтаж и ревизия составляющих компонентов редуктора ротора. Кроме этого, в плане ремонта предусмот-рена замена рельс на лыжах отвалообразователя, а также монтаж и ввод в работу новой фильтрующей установки в отсек гидравлической системы. Восстановим и металлоконструкции нижней рамы с их частичной заменой, – рассказывает Иван Георгиевич.
НЕдопоставки ТМЦ, НЕвыделение нужной техники и НЕхватка персонала
Вполне логично и понятно, что для эффективной работы любого оборудования лучше его заменить (или ключевые узлы) на новое. Именно этого требовала система шагания на отвалообразователе р/к №2 – восстановления лыж с заменой рельс на них. Но нужные компоненты еще не доехали до комбината, поэтому приходится своими силами ревизировать существующие рельсы, чтобы не допустить отставания от графика проведения ремонтных работ.
Одним из острых моментов капитального ремонта остается выделение необходимой техники. Руководство карьера отмечает, что для полноценного обеспечения восстановительных мероприятий недостаточно грузоподъемной техники.
– Заявленный нами 100-тонный кран сейчас находится в ремонте. Вместо него мы получили 60-тонный. Однако короткой стрелы на нем недостаточно для выполнения производственных задач. Поэтому приходится дополнительно привлекать автокран, – объясняет зам. по оборудованию.
В привычный ритм ремонта также вносит коррективы недостаток персонала по причине болезни. Кадровый дефицит испытывает и сам комплекс:
– За десятки лет работы на р/к №2 сформировался хороший костяк специалистов. В их числе машинисты и помощники, которые всегда оказывают взаимовыручку друг другу, поддерживают в сложных ситуациях. Вместе с тем, на комплексе не хватает слесарей, а также помощников машинистов экскаватора, – констатирует Анатолий Сизов.
И мы имели возможность познакомиться с экипажем р/к №2 непосредственно на ремонтной площадке.
Хороший результат требует трудовых затрат
Начальник р/к №2 Сергей Овчаров первым делом рассказал о том, что уже выполнено в ходе капремонта:
– На данный момент силами экипажа был выполнен демонтаж ковшей и их транспортировка в Ремонтно-механический цех для последующего восстановления. Продолжается замена рельс отвалообразователя. Полученный высоковольтный кабель вывезен в Электроремонтный цех для выполнения подготовки к монтажу. Его замена – это очень важный фактор для надежности работы нашего комплекса в дальнейшем.
По пути нашего следования мы встретили начальника РМЦ Георгия Бормаченко. Он как раз приехал проконтролировать работу своих подчиненных, которые распределены на 8 бригад. В число их основных задач входят: ремонт редуктора ротора, модернизация лыж на отвалообразователе и восстановление поворотной платформы роторного экскаватора.
Завершив беседу с начальником РМЦ, мы сразу же зафиксировали подтверждение его слов. Так, электрогазосварщик Александр Легун проводил резку каната на роторном экскаваторе, а механик в карьере Анатолий Куприков совместно с электрогазосващиком Сергеем Овчаренко осуществляли работы по навеске грузов на стрелу роторного экскаватора. Неподалеку важную задачу по сварке металлоконструкций поворотной платформы роторного экскаватора выполняли: бригадир Владимир Кунах, слесари Евгений Кунах и Владислав Сычевский, а также электрогазосварщик Александр Малый.
Работники РМЦ трудились и на отвалообразователе. Электрогазосварщики Виктор Коляда и Юрий Сухомлинов выполняли задачу по восстановлению рельс механизма хода.
Активное участие в проведении капитального ремонта принимает и экипаж р/к №2. Во время нашего визита мы встретили машиниста экскаватора Александра Сахненко, помощников Александра Данилюка и Виталия Фисенко, а также слесарей – Юрия Диброва и Виктора Ростопшу.
Благодаря слаженной работе всего задействованного персонала капитальный ремонт выполняется согласно установленному графику. После его завершения р/к №2 сначала пройдет ВПТО, после чего вернется в технологическую цепочку карьера. Ориентировочно это произойдет 26 декабря. И уже сейчас для комплекса намечены серьезные задачи, которые он будет выполнять с новыми силами, что очень важно для стабильной работы всего Чкаловского карьера №2 в новом производственном году.