Специалисты с высокой ответственностью и «снайперской» точностью

Благодаря экскурсу по календарным датам профессиональных праздников, «ЗМ» за последние годы познакомилась с представителями множества специальностей. Честно говоря, мы даже не знали о том, что на Покровском горно-обогатительном комбинате работает столько служб. Каждая из них следит за исправностью работы своего «болтика», который является составляющей частью большого механизма. Интересно, а Вы никогда не задумывались о том, кто отвечает за строительство и стабильную работу весовых на предприятии? А кто следит за точностью, приборов наших лабораторий? Оказывается, за этим всем стоят наши метрологи – профессионалы, обладающие точностью мышления и внимательностью наблюдения. Именно они 20-го мая отметили свой праздник – Всемирный день метрологии.

Бытует мнение о том, что работу метрологов, в некоторой степени, можно сравнить с деятельностью саперов. А знаете почему? Потому что ни те, ни другие не имеют права на ошибку. Пусть даже её последствия по своей значимости разные. Но если, например, не будет тщательно выполнена поверка того или иного измерительного прибора, то это может негативным образом отразиться на определении точного веса и качества выпущенной продукции (марганцевого концентрата), проблемах при ее отгрузке. А представьте, если специальные приборы нашей СПЛ занизят реальный уровень запыленности или вибрации при исследованиях в кабине машиниста экскаватора. Это же может поставить под угрозу его льготный стаж. Ссылаясь на такие весомые аргументы, наши читатели, наверное, уже понимают, значимость немногочисленной Метрологической службы в масштабах нашего огромного предприятия. Давайте вместе убедимся в правдивости наших предположений.
Повторимся в том, что наш комбинат отличается весьма сложной технологической цепочкой, которой никак не обойтись без специалистов-метрологов. Вот почему в составе предприятия функционирует Центральная лаборатория метрологии и стандартизации, которой руководит опытнейший специалист Павел Чмиль. Сам Павел Федорович трудится на комбинате с 1998 года, а конкретно в Метрологической службе – без малого 20 лет. Начальнику помогает его заместитель Александр Евенков и инженер по метрологии Елена Рукина. Работа этого небольшого коллектива очень важна для всего предприятия, ведь именно они контролируют правильность и своевременность проведения метрологических измерений, а также исправность приборов и механизмов, требующих повышенного внимания к их работоспособности. В компетенции Метрологической службы – надзор за деятельностью Центральной энерголаборатории, Цеха сетей и подстанций, Лаборатории защиты водного и воздушного бассейнов, Санпромлаборатории, ОТК, лаборатории РСЦ, в части контроля за исправностью измерительных приборов.
Не менее важным аспектом в работе метрологов является непосредственное участие в строительстве весов (железнодорожных и автомобильных), контроль за их исправностью, а также последующее техническое обслуживание. Считаем, что это важный вопрос в профессиональной деятельности наших специалистов, на который мы обратили особое внимание.
Механику сменила электроника
Павел Федорович отмечает, что весовое хозяйство на нашем предприятии существовало всегда. В технологии весы применялись для определения массы руды, которая поступает из карьеров на фабрики, и готового концентрата, отгружаемого потребителям. В 80-е годы для таких целей использовались механические железнодорожные весы рычажного типа. Тогда они считались современными. Вместе с тем, имели свои недостатки: были громоздкими, а также очень сложными в производстве и обслуживании. Но время не стоит на месте, а вместе с ним и наш комбинат, поэтому на смену механическим весам пришли электромеханические, а затем и их электронные аналоги.
Главные задачи, которые стоят перед Центральной лабораторией метрологии и стандартизации – это контроль за исправностью и продлением срока эксплуатации весов по всему комбинату.
– Сейчас на фабриках комбината существуют 10 железно-
дорожных весов тензо-резисторного типа. Они состоят из заглубленного фундамента, на нем расположены датчики, на которых находится грузоприемная платформа. Именно на нее заезжает вагон, и далее происходит процесс его взвешивания. Затем датчики передают сигнал на вторичный преобразователь – контроллер или весовой индикатор. Тот, в свою очередь, преобразуется в цифровой код и обрабатывается процессором, а потом на мониторе отображается вес в единицах массы. Последний штрих – регистрация результатов измерений в специальной компьютерной программе, – отмечает Павел Чмиль.
Первые такие весы были построены на складе агломерата Богдановской аглофабрики в 1997 году. Вторые появились на пути №10 станции «Промышленная» Чкаловской обогатительной фабрики – складе мелкого концентрата, который считается основным дозировочном узлом, где происходит отгрузка концентрата в адрес потребителей продукции нашего комбината. В 2009 году, в связи с введением новых требований, касающихся измерения смещения центра тяжести грузов в вагоне, была проведена реконструкция этих весов, с внесением изменений в их конструкцию. По итогу были обустроены двухплатформенные весы, которые измеряли массу отдельной тележки и дополнительную нагрузку на каждую сторону вагона.
Понаблюдать за важным процессом поверки точности показаний подобных весов наглядно смогли и корреспонденты «ЗМ», отправившись в производственную командировку с нашими метрологами – на станцию «Промышленная». Там на пути №9 работники Запорожской дистанции погрузочно-разгрузочных работ Приднепровской железной дороги взвесили вагон с известной массой – узнали показания нетто (вес порожнего вагона) и брутто (вес груженного вагона). Таким образом, была проверена исправность и точность показаний весов, подтверждена их официальная удовлетворительная оценка, позволяющая последующую эксплуатацию в производстве.
Кроме того, факт соответствия весов паспортным характеристикам подтвердил независимый представитель государственного предприятия «Днепрстандартметрология», путем установки пломбы и выдачи свидетельства о поверке. Все это обозначает то, что весы успешно прошли испытания и соответствуют установленным требованиям.
Как видим, роль весовых действительно очень важна в деятельности нашего предприятия. Благодаря им комбинат получает общую реальную картину, по сути точный результат, своей работы. Именно поэтому данные объекты находятся на постоянном контроле и подвергаются модернизации с целью удобства и упрощения процесса взвешивания и минимизации погрешностей. Сейчас большинство весовых Покровского ГОКа представляют собой целый управляемый и контролируемый «умный комплекс» со своим программным обеспечением и системами видеонаблюдения.
IT-специалисты отвечают за работоспособность программного обеспечения весовых
Если за определение массы сырья, готовой продукции или каких-либо других грузов отвечают именно весовые установки, то контроль за передачей, хранением и доступом к полученным данным, а также за сохранностью продукции возложен на специалистов Отдела информационных технологий (ОИТ) и Цеха телекоммуникаций (ЦТК).
О тонкостях труда программистов корреспондентам «ЗМ» рассказал ведущий системный администратор сектора аппаратного обеспечения и администрирования сети ОИТ Иван Панищев.
По словам Ивана Сергеевича, перед процедурой установки каких-либо весов на комбинате пишется специальное техническое задание. В нем указывают все требования к программному обеспечению, также прописывается порядок самого взвешивания. После монтажа весов и установки на них компьютера специалисты ОИТ проверяют насколько все в реальности отвечает этим требованиям. Они также в обязательном порядке выезжают на место событий, чтобы неукоснительно контролировать все происходящее. Далее ведется настройка программы, так называемая, шлифовка. Затем приходит черед написания инструкций относительно ее использования, согласно которым должны будут работать весовщики.
Как утверждает начальник ОИТ Олег Алилуенко, в их планах – перевести все весовые, функционирующие на предприятии, на собственно разработанную программу (а не на ту, которую поставляют подрядчики, как сейчас). Ведь это позволит, в случае необходимости, внести корректировки оперативнее, чем ждать действий от оригинальных разработчиков.
Но не только железнодорожные весы находятся под контролем Метрологической службы. В числе последних достижений специалистов – строительство новых автомобильных весов на складе №11 ГСМ Службы обеспечения производства. С рабочим визитом там побывал Председатель правления Сергей Шуваев. Подробнее об этом событии и о важности данного объекта для всего предприятия читайте в следующем выпуске «ЗМ».
А в этом номере мы искренне, с огромным удовольствием, поздравляем наших метрологов с профессиональным праздником. Благодаря Вашему труду обеспечивается единство и точность измерений во всех направлениях деятельности комбината. А это очень важно, поэтому комбинату без Вашей «снайперской» точности и скрупулезности никак не обойтись. Мы желаем Вам достаточных объемов работы с максимальными доходами и минимальными погрешностями, пусть точность во всем будет залогом достижения новых вершин и успехов!

Сподобалась ця стаття?

Поделиться в facebook
Share on Facebook
Поделиться в twitter
Share on Twitter
Поделиться в linkedin
Share on Linkdin
Поделиться в pinterest
Share on Pinterest

PokrovGZK© 2020 Design by DIT

Україна, Дніпропетровська обл., м.Покров, вул. Центральна, 11